Індустріальний Інститут

Бібліотека

"Шановні відвідувачі сайту та читачі бібліотеки, з січня 2018 року Бібліотека індустріального інституту стала частиною Науково-технічної бібліотеки ДонНТУ. Всю інформацію про роботу бібліотеки ви можете отримати за цим посиланням donntu.edu.ua/library.

Ласкаво просимо до нас online та offline!"

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ 25.04.2016


9472b599c4bf

125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА С.С. ПРОКОФЬЕВА

«…Может ли художник стоять в стороне от жизни? Может ли он замкнуться в «эфемерную» башню, субъективными эмоциями очертить круг своего творчества, или он должен быть там, где он нужен, где его слово, его музыка, его резец могут помочь народу жить лучше и ярче?

Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства».

В этих словах замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчиненой непрерывному дерзанию, поискам, завоеванию все новых высот на пути создания музыки, выражающей помыслы народа.

Сергей Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки ХХ в. Он был выдающимся пианистом, дирижёром, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойдённого совершенства.

3_roditeli_s_sergeem_pr_m

Начало столетия – взрывчатое, бурное время, и в этот вихревой поток Прокофьев ворвался как нечто неповторимое и новаторское. Неудивительно, что представители «серебряного века» (так называли этот период в искусстве) не поняли его музыку, и только немногие смогли увидеть в нём создателя нового искусства. Он был художником дерзким, своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве.

Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина).

Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». К июню 1900г. была закончена первая опера Серёжи Прокофьева «Великан».

Новаторство было характерной приметой музыки Прокофьева на протяжении всего его творческого пути. Поиски собственного стиля композитор начал ещё в раннем детстве. Наблюдая за интенсивным развитием музыкальных способностей ребёнка, родители отвезли его в Москву к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву.

taneev

images

11-летний мальчик показал маэстро увертюру к опере «На пустынных островах», где музыкальными средствами попытался изобразить дождь, ветер, бурю. Танеев с большим интересом отнёсся к юному дарованию, посоветовал начать систематические занятия композицией, но отметил чрезвычайную простоту и однотипность гармоний, использованных в произведении.

В 13-летнем возрасте Серёжа поступил в Петербургскую консерваторию, где его наставниками были Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, Н. Н. Черепнин, А. Н. Есипова.

Прокофьев обучался по трём специальностям – композитора, пианиста и дирижёра.

Несмотря на то, что Прокофьев с детства занимался игрой на рояле, его пианистическая подготовка оставляла желать лучшего. Замечательный консерваторский педагог А. Н. Есипова долго не могла совладать с неправильными навыками музыканта, и однажды вынуждена была пригрозить: «Или Вы будете держать, как следует руки, или уходите из моего класса!»

Наконец, все трудности были пройдены, и в 1914 году для Прокофьева наступил решающий момент. По итогам концерта выпускников лучшему пианисту присуждалась премия им А.Г Рубинштейна. Мечтая о призе победителя – новом великолепном рояле фирмы «Шредер», амбициозный молодой человек пошёл на хитрость. Не надеясь обойти своих сильных соперников с классическим произведением, он включил в программу собственный первый фортепианный концерт (1911). «В случае неудачи», объяснял Прокофьев, «Не ясно было бы из-за чего я проиграл, из-за плохого концерта или из-за плохой игры».

Ни Концерт, ни его исполнение строгая комиссия не посчитала неудачным. С начальными звуками Концерта в зал ворвалась свежесть, энергия молодости, упругие и неожиданные ритмы. Становилось ясно, что создать и исполнить такую яркую музыку может только необычайно талантливый человек.

Премию присудили Прокофьеву. Но восторженным овациям большей части зала противостояла негативная реакция на новый, непривычный музыкальный язык и содержание сочинения. В будущем композитор ещё не раз становился свидетелем жарких споров вокруг своих произведений. С присущей ему остротой и резкостью суждений он парировал любые обвинения.

Летом 1917г. Прокофьев поехал на курорт в Ессентуки. Мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда. За эти месяцы «кавказского плена» появились: Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, цикл «Мимолётности» и «Классическая симфония». После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Делает он это очень своеобразно: через всю страну, объятую пламенем гражданской войны, он поехал поездом из Петрограда во Владивосток. Так он добрался до Токио, два месяца ждал визу на въезд в США, где с успехом проходят его концерты.

Потом, практически без гроша в кармане, он оказывается в Сан-Франциско и, наконец, с большими сложностями в начале сентября – в Нью-Йорке. Начинается его «завоевание» Америки.

Жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали. Поначалу американская публика не проявляла к нему интереса: там интересовались только тем, что проверено в Европе и имело громкий успех. Музыка была там товаром, который тоже нуждался в рекламе.

Прошло два года, и Прокофьев понял, что в Америке ему делать нечего. Он перебирается в Париж. Здесь он сближается с Онеггером, Мийо, Пуленком, общается с Рахманиновым, Равелем, композиторами «Шестёрки», художниками Пикассо, Матиссом, Чарли Чаплином, дирижёрами Стоковским, Кусевицким, Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым. Для его труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре».

В 1927, 1929, 1932 гг. Прокофьев приезжает в Россию с гастролями. Его концерты проходят с триумфом. Проводя на родине недели, он не мог представить себе истинной жизни в стране. Он видел лишь «фасад» этой жизни. По-видимому, не представляя, какова на самом деле жизнь в давно покинутой им стране, Прокофьев считал, что, вернувшись в Россию, сможет жить так, как сам захочет, то есть выезжать на гастроли, писать то, что пожелает. Но он глубоко ошибался.

В 1933г. композитор вернулся на родину. Первые пять лет гастроли ещё продолжались, но затем выезд ему был запрещён.

Резко изменилась тематика его творчества. Были написаны музыка к кинофильму «Александр Невский», оперы «Семён Котко», «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира» и многое другое. Конечно, наряду с этими уступками господствующей идеологии, которые тоже стали шедеврами русского искусства, им были написаны балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», опера «Дуэнья», увертюры, концерты, фортепианные произведения.

Когда началась Великая Отечественная война, Прокофьев был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943г. он вернулся в Москву. Всё это время композитор работал над оперой «Война и мир». Эта работа заняла много лет.

Послевоенные годы обернулись для композитора тяжкими испытаниями. Резко ухудшилось его здоровье, а главное, он попал в жерло советской идеологии. Его музыка, так же как и произведения Шостаковича, была признана критикой в 1948г. формалистической и антинародной. Неизвестно, как реагировал Прокофьев, избалованный всемирной славой, на эту жестокую критику. Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно, это не могло не отразиться на нём. Возможно, именно эти преследования окончательно подорвали его здоровье.

Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952г. Гениальный симфонический цикл, в котором всё дышит одухотворёнными, чистыми красками, стал настоящим завещанием великого Мастера потомкам.

Прокофьев умер 5 марта 1953 г., в один день со Сталиным. С этим и было связано то, что смерть его, на фоне официальной скорби, прошла совершенно незамеченной. О ней не было сообщено ни в одной газете. Поэтому хоронили одного из крупнейших композиторов ХХ в. лишь самые близкие друзья.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947), лауреат шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Посмертно в 1957 г. ему была присуждена Ленинская премия.

krasnoe_prokofiev_01

В 1990 году исполкомом Донецкого областного Совета народных депутатов было принято решение о создании в селе Красном мемориальной зоны, посвященной жизни и деятельности С.С. Прокофьева. В Донецком краеведческом музее сформировали творческую группу, которая в бумагах общественного музея обнаружила письмо Овлашенко А.Т., которая предлагала передать в дар музею подлинные вещи семьи Прокофьевых. Алефтина Тарасовна, выполняя волю своей мамы, безвозмездно передала музею столик, этажерку, подлинные фотографии, принадлежащие семье Прокофьевых. А затем начались командировки: Москва, Ленинград, Киев, и тонны писем во все филармонии и театры Советского Союза. Для того чтобы создать музей достойный гения, научным сотрудникам пришлось перечитать практически всю существующую литературу о Сергее Сергеевиче. Его автобиографическая книга стала настольной для них. Они общались с людьми лично знакомыми с композитором, изучающими его творчество, и исполнителями его произведений. Деликатность по отношению к чужой жизни, чужой судьбе и гению – всё это было необходимо при работе с таким человеком. За год собралось такое количество предметов и ценных фотографий, что их хватило не только для создания музея в Красном, но и для небольшой экспозиции в Донецком музее. Мемориальный музей получился элегантным и не похожим на другие, как и сам композитор.

krasnoe_prokofiev_02

Экспозиция музея открыта в здании бывшей сельской школы, где преподавала мама композитора, Мария Григорьевна Прокофьева, которая позднее взяла шефство над школой. В трёх залах музея разместили материалы, которые рассказывают о жизни и творчестве Прокофьева.

Основные темы экспозиции первого зала – детство и годы обучения в консерватории. Обстановку тепла, доброты, взаимопонимания и спокойствия в доме Прокофьевых отображает фрагмент интерьера, в котором представлены подлинные предметы. Центральное место в экспозиции этого зала занимает рояль «Шрёдер», такой же был у Прокофьевых. Часть экспозиции посвящена годам, проведенным в стенах Петербургской консерватории.

krasnoe_prokofiev_06

krasnoe_prokofiev_07

krasnoe_prokofiev_10

s08

muzej_prokofjeva_3

Об интенсивной концертной и композиторской деятельности С.С. Прокофьева за рубежом и после возвращения на родину рассказывают материалы второго зала. Подлинные вещи, которые принадлежали Сергею Сергеевичу, произведения, изданные при жизни композитора, журналы, газеты, фотографии друзей и исполнителей передают атмосферу музыкальной жизни страны тех лет. Яркие театрализованные комплексы, которые включают костюмы, бутафорию, эскизы декораций, афиши и программы спектаклей, личные вещи исполнителей ведущих партий в балетах и операх С.С. Прокофьева отображают особый театральный мир, созданный композитором.

Третий зал музея рассказывает о связи творчества Прокофьева с Украиной, о постановке музыкальных произведений композитора на сценах ведущих театров нашей страны, об издании книг, выпуске марок, изготовлении конвертов, посвященных юбилеям великого мастера. Экспозиция рассказывает также о фестивалях и конкурсах, проводившихся на родине композитора в разные годы, в том числе и об известном фестивале «Прокофьевская весна», который проходил в Донецке.

krasnoe_prokofiev_11

Весной 2004 года в жизни музея С.С. Прокофьева произошло важное событие. Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании и Северной Ирландии господин Роберт Бринкли с супругой преподнесли в дар музею партитуры произведений Прокофьева, выпущенные ведущими мировыми музыкальными издателями, компакт-диски с записями произведений композитора. Такой ценный для музея подарок был передан Лондонским Архивом Прокофьева в знак признательности за бережное отношение к памяти композитора на его далекой родине. Передавая подарки, сер Бринкли пожелал, чтобы партитуры использовались для исполнения прекрасной музыки Прокофьева.

Прокофьев был творцом светлого, жизнелюбивого искусства. Действительно, он был солнечным композитором. Широко известно, что композитор завёл альбом с названием «Что вы думаете о солнце?» Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие крупные музыканты, литераторы, художники.

Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-Солнце сказал: «Государство – это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце – это я!»

Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Данько Л.Г. Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953: популярная монография / Л.Г. Данько. – Л.: Музыка, 1983 . – 96 с.

2. Прокофьев С.С. Детство / С.С. Прокофьев. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1983. – 191 с.

3. Сергей Сергеевич Прокофьев : альбом / сост. М.И. Нестьева. – М.: Музыка, 1981. – 158 с.

4. Сергей Прокофьев «В каждой мимолетности вижу я миры…» [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://music-fantasy.ru/materials/sergey-prokofev-v-kazhdoy-mimolyotnosti-vizhu-ya-miry

На головну