Індустріальний Інститут

Бібліотека

Микеланджело 25.12.2015


1

Его произведения – наивысшее достижение искусства Высокого Возрождения

540 лет со дня рождения Микеланджело
Буонарроти, итальянского скульптора, живописца,
архитектора, поета

«Микеланджело – это дыхание жизни»

Огюст Роден

6 марта 2015 года исполнилось 540 лет со дня рождения одного из титанов эпохи Возрождения в Италии, величайшего скульптора, живописца, архитектора, чье многоранное творчество представляется одной из вершин мирового реалистического искусства.

Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей.

Вся его жизнь – борьба за утверждение права человека на свободу, творчество, счастье. Жизнь – долгая, полная превратностей, несбывшихся надежд, неосуществленных замыслов, охватывающая более семидесяти лет ярчайшего творческого горения. Уже на склоне лет прославленный гений, непререкаемый авторитет в области искусства, все еще неудовлетворенный собой, говорил, что «только начал читать по слогам в своей профессии». Между тем того, что было им исполнено, с избытком хватило бы на несколько творцов.

Битва с кентаврами

На протяжении всего длительного творческого пути художника в центре его внимания находился человек – герой, действенный, активный, волевой, прекрасный. И свой идеал он сохранил даже в период крушения Возрождения, хотя в поздних его произведениях остро звучит тема страдания, мучительного внутреннего надлома, трагического неприятия мира.

Микеланджело родился в 1475 году в местечке Капрезе, недалеко от Флоренции, в семье происходившего из древнего, но обедневшего рода Лодовико Буонарроти Симони.

Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Доменико Гирландайо, автора многих монументальных росписей и станковых произведений. Разносторонности художественного развития и широте образования способствовало пребывание его у Лоренцо Медичи, в знаменитых садах святого Марка, среди выдающихся ученых и художников того времени, вырубленная Микеланджело во время его пребывания здесь маска фавна и рельеф, изображающий борьбу Геракла с кентаврами, обратили на него внимание. Вскоре после этого, он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито.

В 1496г. Микеланджело изваял из мрамора спящего амура. Придав ему, по совету друзей, вид древности, он выдал его за античное произведение. Хитрость удалась, и открытый после обман имел следствием приглашение Микеланджело в Рим, где он исполнил по заказу мраморного Вакха и Мадонну с мертвым Христом (Pieta), сделавшего Микеланджело первым ваятелем Италии.

В 1499г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.

Затем Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием ІІ и по его заказу создал грандиозный проект памятника папе со множеством статуй и рельефов. По различным обстоятельствам из этого множества Микеланджело исполнил только одну знаменитую статую Моисея.

Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело за 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. Здесь он изобразил сотворение мира и человека, грехопадение с его последствиями: изгнанием из рая и всемирным потопом, чудесное спасение избранного народа и приближение времени спасения в лице сивилл, пророков и предков Спасителя. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразию множества фигур в труднейших и неожиданных позах.

Силой фантазии, величием и мастерством рисунка также Моисей. 1515 поражает исполненная Микеланджело между 1532 и 1545гг. на стене Сикстинской капеллы громадная картина «Страшного суда», которая несколько уступает первой в благородстве стиля. В этот же период мастер создал для памятника Медичи статую Джулиано – знаменитую «Pensiero» — «Задумчивость».

Моисей. 1515

Под конец жизни Микеланджело оставляет сульптуру и живопись и отдается главным образом архитектуре, приняв на себя «для славы Божией» безвозмездное заведование постройкой храма святого Петра в Риме. Но он ее не довел до конца. Грандиозный купол был окончен по проекту Микеланджело уже после его смерти (1564).

Прах Микеланджело Буонарроти покоится под роскошным памятником в церкви Санта Кроче во Флоренции. Многочисленные его скульптурные произведения и картины рассеяны по церквям и галереям Европы.

Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Его стремление к необычайному, его глубокое знание анатомии, благодаря которому он достиг поразительной правильности рисунка, влекло его к колоссальным созданиям. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, тем не менее колорит у него силен и гармоничен. Фресковую живопись он ставил выше масляной и последнюю называл женской работой. Архитектура была слабой его стороной, но и в ней, будучи самоучкой, он показал свою гениальность.

Скрытый и необщительный, Микеланджело мог обходиться без преданных друзей и до 80 лет не знал женской любви. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Только на закате жизни Микеланджело встретил знаменитую красавицу-поэтессу Витторию Колонну и горячо полюбил её. Это чистое чувство вызвало появление стихотворений Микеланджело, которые были потом изданы в 1623г. во Флоренции. Жил Микеланджело с патриархальной простотой, много делал добра, был ласков и мягок. Только наглость и невежество он карал неумолимо.

Жизнь Микеланджело Буонарроти описана его учениками Вазари и Кандови.

Фреска «Страшный суд» (1537-1541)
Гробница Микеланджело 
 	Буонарроти в Санта-Кроче.
Библиотека Лауренциана (1524-1534)
Палаццо Фарнезе (1546-1547)
Собор Св. Петра (1546-1564)
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело Буонарроти

На головну